Аналогичные наблюдения

Аналогичные наблюдения приведены и в официальной документации, и при этом подчеркивается, что подобные явления «никак не пресечь» [48, цз. 178, с. 6987]. Поводом для таких суждений послужили народные восстания, имевшие место при династии Суп, в частности, происходившее в 993-997 гг. в Сычуани под руководством Ван Сяобо (?- 994), Ли Шуня и Чжан Юя (?-995) (см. [238, с. 240- 275]), но ассоциации по сходству с крестьянской войной 874-901 гг. в данном проявлении возникали у должностных лиц Сунского Китая в XI-X1I вв. определенно не случайно.

Крестьянская война 874-901 гг. в китайской истории первая, в предвестии, зачине и ходе которой столь четко и открыто прозвучал мотив равенства. То было одно из наиболее значительных и ярких проявлений обостренного восприятия в сельских низах резко усилившегося в китайском обществе, особенно с середины VIII в., социального и имущественного неравенства. Этот мотив слышен уже в агитационных лозунгах Цю Фу, а также присутствует в атрибутике и регалиях провозглашенной последним в марте 860 г. повстанческой государственности. Значительно сильнее и чаще раздавался он, «исполненный», начиная с Чанъюаньского восстания, Ван Сяньчжи, а затем, с марта 878 г., — Хуан Чао.

Сама идея всеобщего равенства—эта доминанта социальных устремлений и чаяний крестьянства — давала о себе знать в Срединном государстве, пусть очень глухо и лишь эпизодически, и много раньше, еще на рубеже древности и средневековья, по крайней мере — накануне и по ходу явившегося «первоэлементом» крестьянской войны 184-215 гг. восстания «желтых повязок», в последующих повстанческих акциях раннедаоской еретической секты «Путь великого благоденствия» (Тайпин дао. Ингредиентом входила эта идея и в «Учение о Майтрейе» (Милэ-цзяо) — буддийского еретического объединения, инициировавшего, в частности, массовые выступления социального протеста, которые послужили завязкой крестьянской войны 610-624 гг. В повстанческом же движении 874-901 гг. она выступала не в религиозно-сектантском обличье: такового крестьянская война, возглавленная Ван Сяньчжи и Хуан Чао, вообще не имела. На сей раз лозунг равенства был выдвинут не от имени и не в трактовке какой-то из таких сект.