Целый букет

Целый букет могильников, открытых в 1970—1980-е годы, встречает нас на Алтае афанасьевским обрядом погребения и характерной афанасьевской керамикой; кроме них, там найдены и места поселений. Поселений известно 8, среди них: Кара-Тенеш на р. Куюс, у села Балыктуюль на одноименной реке и стоянка Усть-Каюм. Могильников значительно больше и расположены они гнездами: у села Ело — 6 могильников, у дер. Теньга на р. Катуни и Урсуле — могильники, группа могильников по правому и левому берегам Катуни у мест впадения речек Тогускан, Бойтыгем, Терехту и Ороктой, в долине р. Каракол, в урочищах Семисарт на р. Каерлык — 2 ограды, Рускин Лог — 3 кургана. В общей же сложности к середине 1980-х годов афанасьевские памятники исследованы в Горном Алтае в 30 пунктах: всего 8 поселений и 22 могильника; раскопано менее 100 могил.29 И, наконец, один афанасьевский курган открыт при спуске в Минусинскую котловину с запада на горе Узун-Харык (р. Туим).

Перечислять все 30 могильников и поселений афанасьевской культуры на среднем течении Енисея нет надобности. Надо лишь сказать о том, что такие памятники известны и на более южных территориях — в Туве30 и в Монголии.31 А далее пока их следов нет, что объяснимо еще и малой изученностью огромной территории.

Как можно видеть, топонимы и гидронимы с формантом ТУР- удивительным образом накладываются на территорию распространения памятников афанасьевской культуры от Северо-Восточного Казахстана через Алтай (степной и горный) до Минусинской котловины в долине среднего Енисея. Такое совпадение не может быть случайным, особенно если учесть сравнительно малую изученность в археологическом отношении огромных.