Что же конкретно

Что же конкретно предлагал Добролюбов? Прежде всего необходимо отметить, что его истинным желанием было то, чтобы между Россией и Кавказом, между русским народом и народами Кавказа были установлены навечно мирные, добрососедские, дружественные отношения. Он считал, что если с горскими народами будут установлены правильные, честные взаимоотношения, — а в возможность этого он глубоко верил, то этим самым отпадает почва для волнений среди них. Поэтому он требовал в первую очередь заняться устройством среди них справедливого управления; он указывал на необходимость «устройства в покоренной стране правильной, честной и благожелательной администрации, — не для собственных видов покорителей, но в интересах самих покоренных племен». В качестве основной задачи управления горцами Добролюбов выдвигал задачу — «сделать влияние образованности не губительным для чистоты нравов, а благотворным… Только в том случае, когда русское управление сделает то, что для горцев не будет привлекательною перемена его на какое-либо другое, тогда только спокойствие на Кавказе и связь его с Россией будет вполне обеспечена».

Таким образом, Добролюбов был великим пропагандистом дружбы народов. Он страстно бичевал самодержавный строй, который не только не способствовал развитию дружбы народов, а, наоборот, вел политику разжигания розни и вражды между ними. Из этих же соображений он осуждал и мусульманскую религию, которая также разжигала вражду между русскими и горцами и препятствовала им, как он писал, «в усвоении истинной цивилизации». В этом вопросе незавидную роль играл и сам Шамиль, поэтому не случайно то, что Добролюбов резко осуждал его драконовские, подчас ничем не оправданные меры наказаний в отношении «провинившихся» людей. Особенно глубокое возмущение передовых людей России и горских народов вызывали жестокие меры Шамиля в отношении тех аулов, которые уже в течение многих лет жили мирно с русскими и отказывались участвовать в «газавате».