Дав общую оценку

…Дав общую оценку «Последнего маскарада», товарищ Сталин обращает мое внимание на некоторый схематизм картины и скупость разъяснительных надписей».

Замечания товарища Сталина по фильму «Последний маскарад» указывали путь дальнейшего развития советского киноискусства, повышения его идейно-художественного уровня.

Замечательный образ большевика был создан актером Б. Чирковым и режиссерами Г. Козинцевым и И. Траубергом в трилогии о Максиме. Фильмы «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» рассказывают о простом рабочем парне Максиме, которого сама жизнь приводит к большевикам и который, овладевая марксистской идеологией и приобретая опыт революционной борьбы, становится профессионалом-революционером, отдает себя целиком делу партии, делу революции.

Наряду с Чапаевым Максим стал популярным, самым любимым в народе образом советского киноискусства. В отличие от Чапаева Максим — образ вымышленный, но жизненность и обаяние его настолько велики, что зрители поверили в действительное существование героя. Образ Максима настолько утвердил себя в жизни, что авторы фильма «Великий гражданин» имели полное право ввести его в свой фильм как конкретное лицо, показав дальнейший рост этого замечательного большевика.

В чем же причина такой художественной убедительности и такой популярности образа Максима? Сила этого образа прежде всего в том, что в основе художественной фантазии, его породившей, лежит живая жизнь. В этом образе как бы слились в ярком художественном обобщении характерные черты и типические биографии многих тысяч рабочих-революционеров. Следя за жизнью Максима, мы как бы перелистываем страницы героической истории нашей пролетарской революции.