единый этнический массив

Когда единый этнический массив Туркмено-Хорасанских гор и предгорий перешел к различным керамическим традициям. На северной подгорной равнине Копетдага и в древней дельте р. Теджен, колонизованной выходцами с этой равнины, продолжали обжигать керамическую расписную продукцию при полном доступе кислорода — глина при таком обжиге приобретала красно-желтые тона из-за окисления железистых включений, свойственных глинам вообще.

С того же IV тыс. до н. э. на северной подгорной равнине Эльбурса и в Юго-Западном Туркменистане обжиг керамической продукции изменился: там начали применять восстановительный обжиг с весьма ограниченным доступом кислорода (т. е. воздуха) к обжигаемым изделиям. Сейчас трудно реконструировать, каким образом это произошло впервые, но это случилось и, более того, стало нормой и практиковалось не менее трех тысячелетий.

Однако из этого не следует, что народы, населявшие свои родные места, сильно разошлись в культуре, в языке. Несмотря на различную керамику, с точки зрения технологии ее изготовления, основные орнаментальные сюжеты остались весьма сходными, хотя и выполненными в разной технологии. Те сюжеты, которые на подгорной равнине Копетдага и в древней дельте Теджена были исполнены росписью, в Юго-Западном Туркменистане были выполнены лощением или налепами. Состав «зверинца» в орнаментации керамики стиля Намазга III (ранняя бронза) оказался таким же в эпоху ранней бронзы в долине Сумбара (период ЮЗТ-IV). Следовательно, можно говорить об общности и неизменности идеологических представлений всего этнического массива Туркмено-Хорасанских гор и предгорий.