Геродот сообщает

Геродот сообщает: «Если какой-нибудь массагет пожелает иметь сообщение с женщиной, он вешает колчан свой перед ее повозкой и сообщается спокойно» (Геродот I, 1972). Страбон указывает, что в Аравии приходящий к женщине мужчина оставлял у входа посох (Толстов, 1948, с. 322). По-видимому, этот сюжет изображен на одной из стен в склепе Анфестерия в Керчи: юрта, в ней сидят мужчина и женщина, рядом на дереве повешен колчан, к юрте прислонено копье.

Позже, в V—VI вв. н. э., подобный обычай в Иране у секты маздакидов описывается совершенно неправильно понявшим его Низам-уль-Мульком. «Народ развратился от соблазна общности имущества и жен, — пишет он. — …Было даже правило: вошедший к женщине оставлял у дверей помещения шапку; когда другой сластолюбец видел положенную шапку, он должен был дождаться, пока его предшественник не выйдет из двери» (Толстов, 1948, с. 322).

Бухарский историк X в. Мухаммед Нершахи сообщает о секте Мукка-ны: «Говорят, что жен своих они считают дозволенными для всех мужчин в своей среде… Когда мужчина приходит к женщине, чтобы остаться с ней наедине, то он помещает свой знак на дверях дома, чтобы муж этой женщины, когда придет домой, мог узнать, что к его жене вошел другой мужчина, и уходил бы прочь. Когда чужой мужчина окончил свое дело, муж входил в свой дом» (Толстов, 1948, с. 321).

Приведенные примеры показывают, что братская полиандрия и обычай иметь кроме мужей еще и «партнера», который, входя в дом женщины, оставляет около входа знак (посох, колчан, шапку), были очень древними и широко распространенными. Возникновение и развитие полиандрии вызывалось недостатком в общественном коллективе женщин. Все это дает право предполагать и у афанасьевских племен наличие полиандрии в форме, близкой к полиандрии племен тода, возможно, и наличие обычая иметь «партнера». Не исключено, что перед дверью женщины ставился посох, роговой наконечник которого неоднократно находился в могилах афанасьевской культуры.