Из сказанного следует

Из сказанного следует, что объективный археологический материал неоспоримо свидетельствует о проникновении носителей афанасьевской культуры на среднее течение Енисея с запада, из горного Алтая. А туда они попали, продвинувшись опять-таки с запада, из Северного и Восточного Казахстана.

Теперь, как кажется, следует подвести итоги наших рассуждений по поводу энеолитической афанасьевской культуры, распространившейся от Северо-Восточного Казахстана, через Алтай в Минусинскую котловину и далее на юг, в Центральную Азию, а именно, в Туву и Западную Монголию. Наиболее исследованными в археологическом отношении областями являются на сегодняшний день среднее течение Енисея и Алтай; области к западу и юго-востоку пока дали только факты присутствия на этих землях памятников афанасьевского типа. Как уже было отмечено, памятники этой культуры не тождественны, но поразительно однообразны, что в сочетании с единым и практически чистым европеоидным антропологическим типом погребенных указывает на медленное, но неуклонное продвижение с запада на восток какого-то монолитного народа древности.

Как представляется, этим народом были ираноязычные восточные европеоиды туры, известные как по Авесте, так и по эпосу. Остается добавить, что некоторые черепа из могил позднего энеолита могильника Пархай II (период ЮЗТ-V, начало III тыс. до н. э.) совершенно идентичны некоторым черепам носителей ямной культуры. А последние, по общепринятому мнению, не отличаются от черепов афанасьевцев. Если две величины равны порознь третьей, то они равны между собой, следовательно, жители Юго-Восточного Прикаспия и носители афанасьевской культуры принадлежали к одному и тому же народу. Разумеется, не все коллективы людей, покинувшие в III тыс. до н. э.