Изучение материалов

Изучение материалов афанасьевской культуры долины Среднего Енисея убедительно демонстрирует, что исторический процесс в Саяно-Алтае был сходен в общих чертах с процессом развития населения степной полосы Евразии. Оно пережило в общем синхронно, хотя и с некоторыми отклонениями, одинаковые этапы в развитии своей культуры.

Афанасьевская культура принадлежит эпохе энеолита и представляет собой один из наиболее ярких примеров этого интересного периода в истории древних племен Минусинской котловины. Как и все другие энеоли-тические племена, афанасьевцы шли не прямым путем от каменных орудий к металлическим. Со всеми основными металлами они познакомились одновременно, но орудия производства по-прежнему делали из камня и кости, развивая и совершенствуя технику их изготовления. Металл же (медь, серебро, золото и даже метеоритное железо) употребляли главным образом на изготовление украшений. Медь также использовали на починку деревянной посуды. Из нее же делали и мелкие орудия и инструменты: иглы, шилья, проколки, тонкие лезвия и т. п. Все эти мелкие вещи ковали из медного листка или проволоки. Только в последующую эпоху (окуневская культура) появляются первые литые топорик и копье. Значит, революция в развитии орудий труда в энеолите Саяно-Алтая, как и в других областях Старого Света, началась с изобретения мелких тонких острых орудьиц вроде иглы, шила и других, а не с замены каменного топора или ножа металлическим.

В энеолите Саяно-Алтая революция в технике совпала и с революцией в экономике — с переходом от присваивающего типа хозяйства к производящему. Нахождение в могилах остатков мясной пищи (костей домашних и диких животных), а на месте летнего поселения Тепсей X — костей только домашних животных, позволяет предполагать, что скотоводство в афанасьевское время, хотя и было примитивным, но представляло собой сложившуюся форму, вероятно, придомного содержания скота. Первые же шаги в разведении домашних животных надо относить к предшествующему периоду, к сожалению, нам почти не известному. Афанасьевцы разводили уже крупный и мелкий рогатый скот и лошадей. На использование лошади как тягловой силы никаких указаний нет. Сам характер поселения Тепсей X свидетельствует о том, что это было не стойбище бродячих охотников и рыболовов, а нечто вроде сезонного яйлажного поселка, судя по остаткам костей животных, летнего характера. Об этом же говорит и конструкция очагов в виде круглого плоского углубления с обставленными плитками наклонными стенками. Примитивная конструкция его создана еще в палеолите, и в Сибири он был широко распространен в последующие эпохи.