Мария умерщвляет

Мария умерщвляет свою плоть благочестивыми размышлениями; таким образом, демонстрируется способность человеческого разума измениться. Поэт возвращается к образам предыдущих песен, таким как крест и крещение, небесный хлеб и непорочная плоть, страсти и демоны. В последней песни развитие темы подходит к своему логическому завершению: священник возвеличивает (важный литургический термин, отсутствующий у Лампе) Марию, и она занимает свое место в небесных чертогах.

Эта песнь отличается богатством и живописностью риторических приемов: Мария, как по суше (rcoaiv), переходит реку Иордан (повтор из пятой песни), и священнослужитель возвеличивает святую (oaiav); она изгнала диких зверей страсти, но именно дикий зверь, т. е. лев, предал ее тело земле. Канон обладает композиционной стройностью, сюжет разворачивается шаг за шагом, и повтор определенных образов служит тому, чтобы подчеркнуть главную идею сочинения — идею покаяния.

Спасение бывшей блудницы, подчеркивает Герман, в некоторой степени является результатом божественной милости (воплощенной в кресте и иконе), но более важную роль в каноне играет идея собственной воли Марии, ее молитвы, слезы и бегство в пустыню (через реку Иордан). Тема раскаяния бывшей грешницы составляет содержание и другого канона «Святой Пелагии», авторство которого опять-таки приписывается Герману (AHG И, 73-79). Данное поэтическое произведение не отличается оригинальностью; похоже, что автор находит удовольствие в банальном этимологизировании Пе>лу1а—Tieayot; (1. 1-2, ср. 1. 93-94) и в избитом сопоставлении типа жизнь—смерть (1. 14-15).