Описанные композиционные особенности

Описанные композиционные особенности эпитафийных памятников, выполненных руническим письмом, свидетельствуют о существовании в раннесредневековых государствах Срединной Азии своеобразных требований, предъявлявшихся к размещению текста и сопутствовавших ему элементов на поминальных памятниках. Эти требования не являются этнически показательными (хотя и возникали и утверждались они, конечно же, в конкретной национальной среде), так как соблюдались представителями разных народов. Причины этого могли быть неодинаковыми.

Если необходимость проявить преемственность политической власти кажется возможным объяснением сходства облика уйгурских и тюркских эпитафий — явления довольно редкого даже в узкой среде правящей верхушки, то эпитафийный канон в условиях массового обычая водружения стел в многоэтничном Древнехакасском государстве определялся, вероятно, единственно принадлежностью представителя того или иного народа к аристократическому кругу державы, его нахождением на государственной службе соответствующего уровня.

Дальнейший источниковедческий анализ, надо полагать, будет способствовать углублению наших знаний и представлений. Несомненно одно,— перед нами важная черта письменной культуры раннесредневековых тюркоязычных обществ Азии, отразившая как высокий уровень их социального развития, так и присущую каждому из них самобытность. Думается, совсем не случайно указанные здесь композиционные типы эпитафий совпадают с другим, палеографическим, членением рунических памятников.