Племена эти объединялись

Племена эти объединялись сходным хозяйством — зачатками скотоводства, земледелия и металлургии, а также, очевидно, происхождением, о чем свидетельствует и единство антропологического типа».

В книге Э. Б. Вадецкой о хозяйстве повторено практически все дословно. А вот о происхождении афанасьевской культуры написано несколько больше и подробнее, что и неудивительно, поскольку названные работы разделяют почти 20 лет. К этому времени было установлено: «принадлежность афанасьевцев к европеоидной расе; отсутствие связей афанасьевской культуры с местной неолитической; значительное сходство сибирской культуры с расположенной далеко на западе ямной; единообразие афанасьевских могильников.

Все это свидетельствует о том, что культура пришла на Енисей в готовом виде или сложилась здесь за короткий срок. … культурно-историческое единство ямных и афанасьевских племен проявляется в их материальной и духовной общности, экономике, в близких формах керамики, в принадлежности к одному антропологическому типу… Сходство черепов ямной культуры с афанасьевскими достигает полного тождества». Место сложения афанасьевской культуры «находится где-то к западу от Алтая, а исходной территорией могла быть восточная граница ямной культуры. … Слабая изученность территории Казахстана скрывает от нас пути их продвижения, но постепенно обнаруживаются памятники промежуточного звена: на р. Тобол 2 могильника, погребение под г. Карагандой. Афанасьевцы жили не только в горной, но и в степной часта Алтая, откуда они продвинулись на Енисей. …можно предположить принадлежность их к индоевропейской языковой группе».