По закону

По закону, который я провожу, равноправны знатные и простые, уравниваются бедные и богатые»» [40, т. 3, с. 122] (см. также [246, с. 50-53]). Есть этому и более ранние подтверждения, хотя тоже относящиеся к послетанскому времени: около 940 г. под таким же лозунгом начиналось и развертывалось в области Цичжоу (Цичунь, пров. Хубэй), входившей в границы Южного Тан (937-975) — государственного образования периода Пяти династий и десяти царств, восстание, один из вожаков которого «маг Чжу Ю из селения Думу», находившегося в уезде Хуанмэй, «посредством ереси» внушал, что их цель — «добиваться, чтобы бедняки разбогатели, а богатеи стали бедными» [32, цз. 14, с. 322; 36, цз. 26, с. 173]. Перечень подобных фактов можно было бы продолжить.

Как бы то ни было, налицо один из существенных признаков повышения активности сект и их стремления усилить свое влияние на «малый люд» — стремления небезуспешного, чему есть прямые свидетельства. Во всех без исключения перечисленных случаях авторы и составители источников непременно уведомляли об откликах, какие агитация Чжу Ю ли, Ван Сяобо или Фан JIа, Чжун Сяна и им подобных находила среди тех, к кому эта агитация была обращена. Так, отзываясь на «ересь» Чжу Ю, «деревенские простолюдины один за другим становились его последователями» [32, цз. 14, с. 322; 36, цз. 26, с. 173]. И к Ван Сяобо, внимал его призывам, «бедняки присоединялись… во все большем числе» (цит. но: [238, с. 417, 426]). На проповеди Чжун Сяна отзывался «малый люд» [40, т.3, с. 122]. И т.д., и т.п.

Речь идет о подвижках весьма знаменательных. Мало-помалу модифицировалось само содержание соответствующих учений, оно обретало большую социальную заостренность и боевитость. Все чаще и больше в ее прямом, открытом и ясном выражении, все менее подернутая пеленой религиозно-мистического тумана и многосложных переплетений элементов религиозных с отдельными чисто философскими, идея равенства стала проступать в деятельности сект в качестве стимулятора настроений и всевозможных практических акций социального протеста среди общественных низов. Происходили же такого рода подвижки и видоизменения определенно не без воздействия со стороны внерелигиозных устремлений и установок отдельных лиц либо групп, ставивших себе целью и пытавшихся на деле формулировать, высказывать и популяризировать ту самую идею равенства, главным носителем и хранителем которой всегда оставалось крестьянство и которая помогла поэтому поднимать на борьбу все больше «малых людей».