Прежде всего

Прежде всего, по мысли составителя уложения 1597 г., в процессе практической его реализации все без исключения добровольные холопы должны были вместе с их господами предстать перед властями для определения длительности службы без крепости. Если при этом оказывалось, что срок такой службы не достиг полугода, добровольный холоп, не желавший сразу же дать на себя служилую кабалу, отпускался властями на свободу. Вслед за тем уложение 1597 г. вводило норму, которой точно предусматривались условия насильственного оформления служилых кабал на добровольных холопов; для этого господин должен был доказать, что такой холоп прожил в его дворе не менее полугода; причем теперь, в 1597 г., власти явно проявили заинтересованность в развитии именно кабального холопства, а не старых его видов, предписывая оформлять исключительно служилые кабалы, тогда как указ 1555 г. упоминал просто любую «крепость».

Однако само уложение не определяет способа доклада и регистрации кабал, взятых на добровольных холопов, и вообще не дает возможности судить о намеченных путях практической реализации данного постановления. Все же наблюдения над сохранившимися отрывками новгородских кабальных книг для регистрации служилых кабал на добровольных холопов, прослуживших не менее полугода, и документально не оформленных старинных холопов (в частности, над временем их ведения и контингентом закабаляемых) позволяют внести некоторую ясность в этот вопрос.

До нашего времени дошли три таких отдельно хранящихся отрывка, хотя два из них, как было уже давно установлено,223 непосредственно примыкают друг к другу. Поэтому правильнее вести речь о двух отрывках книг. В первом из них 224 всего только за 2 неполных и 4 полных дня (15, 16, 17, 18, 19, 20 декабря 1597 г., причем за 15 декабря отсутствует начало регистрации, а за 20 декабря — конец) было записано 110 служилых кабал, из них на добровольных холопов 67 (175 человек), на документально не оформленных старинных холопов 38 (96 человек), на пленников и свободных людей, поступающих в кабалу.