Приднестровью некоторых прав

Передали Приднестровью некоторых прав самоуправления, то для ПМР территориальная целостность Молдовы означает сохранение государственности в Приднестровье и модернизацию государственного устройства Молдовы на принципах федерализма в рамках реальных федеративных отношений и перехода к особой, территориальной форме демократии. Международное право позволяет осуществлять оба варианта, одинаково имеющих шансы на претворение при наличии реальных договоренностей между сторонами, соответствующего консенсуса в обществе и соблюдении правовых норм.

Первым документом на сложном пути переговоров стало уже упоминавшееся Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 г. Значение этого документа состоит в том, что в нем удачно были определены принципы урегулирования и его механизмы в конкретных практических вопросах, позволивших при всей неопределенности взаимоотношений Молдовы и Приднестровья не допускать возобновления вооруженного противостояния.

В Соглашении упоминаются «обе стороны конфликта» и даже идет речь о «трех сторонах, участвующих в урегулировании». Второй стороной в конфликте и третьей стороной в его урегулировании выступает ПМР, президент которой не подписывал этот международный договор, поскольку не представлял субъекта международного права. Таким образом, внутренний, с точки зрения международного права, конфликт в Республике Молдова стал объектом международного договора между Молдовой и Россией, которые обязаны обеспечить выполнение соглашения не только своей стороной, но и третьим участником урегулирования. Формально же ПМР, признанная этим документом стороной конфликта и стороной урегулирования, но не подписавшая его, не обязана его соблюдать и выполнять. В данном случае в силу политических соображений были нарушены права ПМР как конфликтующей стороны.

Существовала еще одна сторона, участие которой в конфликте следует рассматривать вкупе с политической ситуацией в регионе и нарушением Молдовой норм гуманитарного права во время конфликта, — 14-я российская армия. В начале апреля 1992 г. эта армия была принята под юрисдикцию России Указом президента РФ. Формально 14-я армия никак не была задействована в конфликте и сохраняла нейтралитет, о чем ее руководство постоянно информировало и Молдову, и Приднестровье.