Присутствует

Присутствует и географический фактор, подкрепленный острым восприятием истории: Приднестровье никогда не было частью Бессарабии…

Миссия убеждена, что интересы приднестровцев не могут быть должным образом учтены в рамках унитарного государства. Она считает, что особый статус, который вводит самоуправление, незаменим как средство убеждения приднестровцев в том, что у них есть будущее в Молдове, побуждения их отказаться от претензий на независимость. Предоставление особого статуса Приднестровью, стало быть, отвечает интересам единства Молдовы.

Итак, базовый документ международной организации СБСЕ исходит в своей концепции урегулирования конфликта на Днестре из особого рода самобытности приднестровцев, которая абсолютно не вписывается в желание кишиневского руководства сохранять унитарный строй государственности Молдовы. Исходя из этого, Доклад № 13 предлагает создать Особый Регион Приднестровье с наделением его довольно широкими правами регионального самоуправления в рамках единого централизованного государства Молдовы. Как это часто случается, такая центристская точка зрения не вызвала особого энтузиазма ни у одной из сторон, поскольку по мнению каждой из них доклад требует именно от нее неизмеримо больших уступок на пути к компромиссу.
По-видимому, предугадывая такое отношение, его авторы заявляют: «Настоящий доклад не рассматривает предложение ПМР о конфедерации, так как оно предопределяет существование отдельных государств. Доклад не стремится также подыграть тем кругам в Кишиневе, которые рассматривают Приднестровье просто как одну из частей страны и осуждают любую политику наделения ее особым статусом. В нем делается попытка развить центристские идеи о восстановлении территориальной целостности Молдовы путем предоставления приднестровцам ощутимого самоуправления. В контексте централизованного государства, каким является Молдова, «особый статус» для региона должен предусматривать предоставление ему автономных прав…»