рукопись

Несмотря на то, что рукопись М. П. Грязнова только теперь увидела свет, содержавшиеся в ней фактические материалы и некоторые выводы были использованы в двух более ранних изданиях: «История Сибири»1 и в книге Э. Б. Вадецкой. Поэтому исторические взгляды на афанасьевскую культуру мы позволили себе выяснить на основании рукописи М. П. Грязнова и двух названных изданий. Поскольку книга «Афанасьевская культура на Енисее» посвящена изданию археологического материала, то историческим вопросам там уделено недостаточно внимания, а две остальные работы носят как раз обобщающий характер, и в них содержится не столько конкретный материал, сколько попытки исторических обобщений, на которых мы и остановимся.

«Первым важным культурным приобретением афанасьевцев было овладение металлом. Вторым важным приобретением афанасьевцев был переход… к скотоводству и земледелию. …Афанасьевцы уже разводили все основные виды домашнего скота (баран, корова, лошадь)… О занятии афанасьевцев земледелием прямых данных нет». «Афанасьевское население характеризовалось ярко выраженным европеоидным типом… Можно видеть определенные черты сходства ее с ямной и частично катакомбной культурами степей Причерноморья и с Заман-бабинской культурой Средней Азии. Афанасьевские племена на Енисее представляют собой крайнюю восточную ветвь европеоидных племен Евразии.