устойчивость манеры

Можно полагать, что устойчивость манеры парного обозначения согласных в зависимости от рядности окружающих гласных породила в некотором смысле обратный процесс в назначении букв для гласных. Их число сократилось. Один знак стал обозначать любой из двух звуков, сопоставимых по степени раствора рта: оба негубных широких (а/а) и оба негубных узких (i’/i). Определению их в отношении рядности теперь уже способствовало окружение букв для согласных. Лишь для губных звуков была сохранена старая традиция обозначения.

Строгость в таком использовании букв для гласных, наблюдаемая в орхонских текстах, заметно противоречит нуждам точного отражения тюркского вокализма, т.е. указывает на еще доорхонский характер этого явления. Об этом же свидетельствует система обозначения гласных в енисейских памятниках (сохранение особых знаков для 1 и i(e) и менее последовательно — лишь у населения Тувы? под влиянием верхнеенисейского письма? — а и 2). Вероятно, что енисейское письмо могло сформироваться не на основе непосредственного предшественника орхонского, а на базе письмен более раннего этапа, еще не в столь сильной степени захваченного указанными процессами изменения назначения букв для гласных. Если это так, то, следуя за палеографическими изысканиями (гл. И, раздел 3) в отношении терминологии, именно такую стадию развития докласси-ческого рунического письма (доенисейского) следует именовать верхнеенисейской. По-видимому, уже для нее был характерен алфавитный строй, зафиксированный анализируемыми орхонскими рукописями.

ЗБ. В письменности, непосредственно предшествовавшей орхонской, процесс сокращения числа применяемых букв продолжался. Ряд пар для обозначения одинаковых согласных [(a?)ic — £ (а) или I2 — с1, im/mi — (a)m или m2 — m1, (o)up — (a?)p или p1 — p2] был на письменной практике фактически сведен до одного знака: с, m, р, z. Основой такого сокращения явилось нарушение зависимости буквы от качества соседних гласных. Свидетельство тому находим и в употреблении некогда противостоящих друг другу знаков s1 — s2, 51 — $2, i}1 — q2 с разнорядными звуками. Любопытно, что такая непоследовательность в большей мере присуща буквам, связанным со звуками мягкорядной природы (s^, s2, g2, так ведет себя и знак if). Существенно, что последний процесс идет уже и на наших глазах, так как ясно проявляется в памятниках орхонского письма. И вновь характерно, что в енисейских надписях он обнаруживается в значительно меньшей степени, ибо в них сохраняются отдельные буквы для s2 и д1, по-видимому, вовсе уже не применявшиеся в орхонских текстах.