В. Б. Цыб

В. Б. Цыб, исследователь из Барнаула, предложил всю афанасьевскую общность разделить территориально на несколько вариантов, каждый из которых имеет свои особенности в единой, казалось бы, культуре.32 Он предложил выделить алтайский, средне-енисейский и абаканский типологические варианты; а вопрос о выделении верхне-енисейского и западно-монгольского остается пока им не решенным. В свою очередь алтайский вариант культуры стало возможным расчленить на две хронологические группы: раннюю и позднюю.

Не перечисляя особенностей каждого варианта и каждой группы памятников, отметим главное: алтайский вариант афанасьевской культуры является наиболее ранним в хронологическом отношении, причем на Енисее нет погребальных памятников раннего типа алтайского варианта; там афанасьевская культура начинается с памятников поздней группы алтайского варианта. Абаканский вариант является самым поздним; памятники этого времени уже в значительной степени имеют черты окуневской культуры, которую Б. Н. Пяткин, несмотря на монголоидный антропологический тип ее носителей, предлагает рассматривать как вторую волну индоевропейцев в Минусинскую котловину.