В литературе

В литературе широко бытует представление о том, что древнетюркские рунические знаки были созданы ради вырезания надписей на твердом материале, что это «письменность, прошедшая путь от камнеписных стел до рукописей на бумаге». По-видимому, такое мнение имеет под собою два основания. Первое восходит к начальному периоду степного руноведения, когда изучаемые надписи воспринимались как разновидность германо-скандинавских рун. А эта западноевропейская письменность характеризовалась как «в высшей степени неуклюжая система письма из римских и греческих букв, измененных таким образом, чтобы их было легче нацарапать на камне или металле и в особенности на древесных стволах.

Круглые формы букв должны были уступить место угольчатым, по древесным волокнам можно было проводить только вертикальные или косые штрихи, но не горизонтальные; однако именно поэтому они были крайне неудобны для письма на пергаменте или бумаге. И, насколько мы можем судить, они фактически служили лишь для культовых целей и колдовства, а также для надписей и, вероятно, также других кратких сообщений; как только возникла потребность в настоящей книжной письменности… они отбрасывались, и вновь приспособлялись греческий и римский алфавиты…» Это давнее объяснение истории раннесредневековой германской письменности, выраженное здесь словами Ф. Энгельса, как видим, до сих пор фактически переносится на степные письмена, когда-то ошибочно названные руническими. Второй причиной существования отмеченных представлений, несомненно, является факт абсолютного преобладания среди известных надписей текстов, нанесенных на твердый материал; имеющиеся же немногочисленные рукописи относятся к довольно позднему времени.