Знаки для передачи

Знаки для передачи одного звука некогда применялись только для записи гласных. Они также различались в зависимости от рядности звука и составляли пары губных, негубных широких и негубных узких (по-видимому, древний классификатор избрал признаком «глубину» образования звука во рту: широкие негубные — узкие негубные — губные). Быть может, на каком-то этапе стройность системы обозначения гласных была нарушена выпадением из обращения знака для i(e). Существование самого звука в языке носителей письма и его отражение на слоговой стадии письменности выявляют знаки и mi, возможно, и восстанавливаемое значение d2 как di (сохранение самостоятельного звука отражено знаками iq/qi и ti). Вероятно, знак для i($) уцелел в письменности — предшественнице енисейского письма.

Обозначение одной руной любого из твердо- или мягкорядной пары губных звуков (о или и, б или и) позволяет полагать, что для древних создателей проторунического письма не было необходимости отражать на письме различия между узкими и широкими губными гласными, т.е. что в их языке существовал лишь один губной гласный в твердорядном и мягкорядном варианте звучания. Сегодня нет оснований увязывать появление букв для гласных с какой-либо определенной ступенью в истории проторунической письменности. Очевидно одно: только существование таких букв могло обусловить переход от слогового письма к алфавитному, способствуя разложению на составляющие значения слоговых знаков и сведению их назначения лишь до передачи согласного.

5. Отступления от слогового принципа формирования знаков в проторунической письменности были допущены (или сохранены) лишь в отношении обозначения соединения некоторых пар согласных (первым из которых был носовой п и, в одном случае, 1, а вторым — d/t, б и j: nd/nt, пб, nj и ld/lt). Причину этого явления можно, пожалуй, видеть или в пережитке былого существования в древнем слоговом письме знаков не только для одного, но и для двух слогов (как, скажем, в древнеегипетском силлабарии48) — ср. употребление рун nd/nt и ld/lt (но не пс и не nj) на границе двух слогов в древнетюркских текстах — или, что более вероятно по крайней мере для поздних доорхонских стадий, в особо частом и смыслообразующем употреблении таких стечений согласных в речи создателей и носителей письма.